+7(495) 617-0615

Адрес: г.Москва, ул. Автомоторная д. 5Б, Строение 6
Режим работы: ПН-ЧТ: с 09:00 до 18:00; ПТ: с 09:00 до 17:00

   Найти

Пускозарядное и диагностическое оборудование
Управляемые источники тока. Для зарядки тяговых и стартерных АКБ
Мобилены
Преобразователи тока
Инструкции
Где купить
Доставка
Сервисное обслуживание
Вакансии
Пресс-центр
Полезные советы
Вопросы и ответы
Акции и Конкурсы
Схемы приборов

Главная >> Журнал 'Колеса' №65 2003Г. 'Позитивный Заряд'


 

Каждый аккумулятор когда-нибудь отойдет в мир иной, разве что качественный сделает это гораздо позднее. Покупка новой дорогостоящей батареи будет кардинальным решением, но вряд ли поможет найти оптимальный выход из проблемной ситуации, ведь при желании аккумулятору всегда можно подарить вторую молодость. Такие чудодейственные способности демонстрируют специальные зарядные устройства.

Техминимум знаний об АКБ
Аккумуляторы бывают:
1. Традиционные (стандартные), в которых предусмотрен доступ к заливным отверстиям всех секций батареи. Контроль уровня электролита и его плотности рекомендуется проводить раз в 1-2 месяца. Их заряд можно производить любым известным способом.
2. Малообслуживаемые, в которых пробки заливных отверстий сохранены и находятся, как правило, под общей крышкой. За счет использования в решетках электродов кальция вместо сурьмы сокращен электролиз воды, в связи с чем и не проиcходит потеря электролита. Контроль уровня и плотности электролита производится один раз в год.
3. Необслуживаемые, имеющие герметичную крышку. Доступ внутрь АКБ исключен в принципе. Контроль электролита в них не производится.

Обязательным условием использования зарядных устройств для двух последних групп АКБ является ограничение величины напряжения зарядки в 14.5-14.8 В, благодаря чему не происходит электролиз воды с обильным газовыделением, который резко снижает срок службы АКБ.

Зарядка по правилам
Существуют два классических метода зарядки – током постоянной силы и при постоянном напряжении – и разновидности при их комбинировании.
Метод зарядки током постоянной силы
Полный заряд АКБ происходит при подключении ее к источнику тока постоянной силы с напряжением до 16.2 В. Сила тока при 20-часовом заряде берется равной 1/20С, а при 10-часовом – 1/10С, где С – номинальная емкость АКБ.
Преимуществом заряда током постоянной силы является возможность полного заряда батареи. К недостаткам относятся: необходимость стабилизации силы тока, обильное газовыделение, возможность повышения температуры.
Метод зарядки при постоянном напряжении
Напряжение источника, к которому подключена АКБ, выдерживается постоянным. В зависимости от величины напряжения ток заряда может достигать вначале заряда значительной силы, а затем по мере зарядки снижается до нуля. Обычно напряжение источника равно 14.4-15 В. Данным методом можно зарядить АКБ до 90-95% номинальной емкости. Недостаток метода – значительный нагрев батареи из-за большой силы тока в начале заряда.
Форсированный метод зарядки
Этот метод применяют для быстрого восстановления работоспособности сильно разряженной батареи. Используют его в основном в автохозяйствах. Недостаток метода – сокращение срока службы АКБ. Форсированный метод зарядки можно применять только для заряда традиционных обслуживаемых АКБ.
Недостаток приведенных выше методов заключается в необходимости контроля параметров заряда – тока, плотности и температуры электролита.
Автоматический метод зарядки
Это оптимальный метод заряда батарей, состоящий из двух этапов. На первом этапе производится заряд АКБ током постоянной силы 0.1С, после того как напряжение АКБ возрастет и достигнет 14.4-14.8 В (напряжения ограничения), дальнейшая подзарядка происходит при постоянном напряжении с автоматически уменьшающимся током. Этот метод исключает отрицательные эффекты, присущие каждому из применяемых методов отдельно. Он обеспечивает автоматическое поддержание оптимальной скорости заряда, не допуская опасного для батареи перенапряжения, приводящего к обильному газовыделению и кипению электролита. При правильно выбранном напряжении ограничение величины силы тока уменьшается до значения, компенсирующего саморазряд АКБ. В этой стадии режим может длиться неограниченно долго, поддерживая постоянную готовность АКБ при ее 100-процентной степени заряженности. За счет автоматического управления всем процессом зарядки данный метод не требует какого-либо контроля.
Кстати, необслуживаемые батареи можно заряжать только от ЗУ, имеющих ограничение зарядного напряжения в 14.5-14.8 В.

Какими они бывают, эти ЗУ
Несмотря на популярность автоматических зарядных устройств, важным потребительским качеством ЗУ продолжает оставаться возможность регулировки тока заряда и индикация его величины. Также полезно иметь и индикацию напряжения, чтобы не переусердствовать в случае зарядки необслуживаемых батарей. Если новые батареи, проработавшие 1-2 года, не столь критичны к току заряда, то более старые для восстановления требуют повышенного напряжения, доходящего даже до 16 В. При этом восстановление батарей требует времени зарядки 24-30 часов. Подытоживая, заметим, что ручная установка тока зарядки и напряжения расширяет возможность использования и применения ЗУ. Большая величина тока заряда ЗУ в 0.3-0.5 С позволит использовать режим быстрой зарядки (всего 45 минут).
Среди зарядных устройств выделим две основные разновидности:
·•стандартные ЗУ;
·•автоматические ЗУ;

Стандартные ЗУ
Используют зарядку АКБ при постоянной силе тока или постоянной величине напряжения.
Характеристики некоторых ЗУ приведены в таблице 1.
Область применения
Периодическая подзарядка АКБ с ручным управлением и контролем процесса зарядки. Обязательно наличие индикаторов величины тока заряда и ручных органов управления. Использование для мало- или совсем необслуживаемых батарей допустимо только при тщательном контроле зарядки.
Потребительская оценка

"Электроника УЗ-ПА"
+ Плавная установка тока, автоматическое снижение тока через 6-8 ч.
- Фиксированное время заряда 10.5 ч. Для продления заряда надо включить/выключить прибор.
Электроника УЗ-ПА
"Автоэлектрика Т-1003"
+ Цифровая точная индикация тока и напряжения, большой ток заряда (20 А).
- Ступенчатая регулировка тока.
Таблица 1

ХарактеристикаТип зарядного устройства
Т-1003УЗ-ПА
Город, фирмаМосква,
"Автоэлектрика"
Выборг,
"Электроника"
Емкость АКБ, А/ч32-21010-60
Диапазон тока, А0.1-200.5-6.3
Вид регулировкиступенчатаяплавная
Режим зарядкипост. токпост. ток
Автоматическое отключениенетесть
Индикатор токацифровойстрелочный
Индикатор напряженияцифровойнет
Габариты, мм220¤110¤120240¤175¤85
Вес, кг2.054.2
Стоимость, руб.17651370

Автоматические ЗУ
В них применяется двухступенчатая процедура зарядки, предусматривающая на первом этапе заряд АКБ током постоянной силы, а на втором этапе заряд при постоянном напряжении. В результате того, что в ЗУ предусмотрено ограничение величины напряжения заряда, их безбоязненно можно применять для мало- или совсем необслуживаемых батарей. Такие ЗУ не нуждаются в контроле процесса заряда. В лучших из ЗУ внедрен и третий этап – режим хранения, при котором напряжение на АКБ снижается до 13.5-13.7 В (оптимальном для длительного хранения) и автоматически устанавливается ток, компенсирующий саморазряд, что позволяет вообще не заботиться о процедуре заряда и хранения.
Установившиеся традиционные решения в части необходимости индикации величины зарядного тока достаточно "живучи", и потому многие ЗУ используют стрелочную или светодиодную индикацию. Следует отметить удачные и оригинальные устройства "Сонар" (модель 207) фирмы "Деметра", ЗУ "Кулон-105" фирмы "Балтик-Спутник", в которых предусмотрена индикация светодиодами лишь трех состояний зарядки: режима зарядки током постоянной силы, режима зарядки при постоянном напряжении и режима окончания зарядки или хранения. Это можно считать мечтой "чайника", не желающего обременять себя дополнительными данными, полностью доверяя, предусмотренной в этих ЗУ надежной автоматике.
Параметры автоматических ЗУ сведены в таблицу 2, с помощью которой можно произвести при необходимости и выбор соответствующего устройства.
Область применения
Периодическая автоматическая подзарядка АКБ. Органы регулировки тока могут отсутствовать. Для индикации состояния АКБ достаточно иметь 2-3 светодиода. Идеальны для зарядки малообслуживаемых и необслуживаемых АКБ.
Потребительская оценка

"Автоэлектрика Т-1001А"
+ Режим хранения АКБ; ЗУ можно использовать для проверки генератора, реле стартера.
- Светодиодная индикация.
Автоэлектрика Т-1001А
"Кулон 205"
+ Точная цифровая индикация тока и напряжения. Программирование параметров зарядки: тока, напряжения ограничения, времени заряда. Автоматическое отключение.
Кулон 205
"Сонар 202/207"
+ Полный "автомат" с простой светодиодной индикацией. Широкие пределы рабочего напряжения сети 150-260 В. Идеален для водителей, не желающих обременять себя "деталями" зарядки.
Сонар 202
"Striver 265/325"
+ Ручная регулировка тока. Защита от перегрева встроенным микровентилятором.
- Нет защиты от переполюсовки.
Striver 320
Таблица 2

ХарактеристикаТип зарядного устройства
Т-1001АКулон
105 – 205
Sonar
202; 207
Sonar 208Striver PW 260/265 – PW 320/325
Город, фирмаМосква, "Автоэлектрика"СПб, "Балтик-Спутник"СПб, "Деметра"СПб, "Орион"
Емкость АКБ, А/ч9-9020-95 - 1-9525; 7545-25055-55
Диапазон тока, А0.5-105 - 6.50; 6.51-200.6-6 - 0.6-12
Вид регулировкиавтомат.автомат.-программ.автомат.плавнаяплавная
Режим храненияестьесть - нетестьестьнет
Режим программир.нетнет - естьнетнетнет
Индикатор токацифровойцифровойсветодиодный/ стрелочн.*стрелочныйсветодиодн./ стрелочн.*
Индикатор напряженияцифровойцифровойнетцифровойнет
Габариты, мм222¤110¤120190¤175¤78200¤120¤90200¤80¤280155¤85¤200
Вес, кг20.60.620.9
Стоимость, руб.1000- 6002600520-640

Резюме
Почему-то зарядные устройства не вошли в обязательный арсенал возимых в автомобиле средств, как запаска и насос.
Но к концу жизни АКБ наличие ЗУ в автомобиле становится все более актуальным, причем современные ЗУ настолько малогабаритны, что места для них требуется крайне мало. Ну а в плюсе – продление жизни вашей АКБ. Итак, вооружайтесь и заряжайтесь вовремя!

 
Текст: Алексей Кастрица
 



Дополнительные электроприборы для автомобиля

Современный автомобиль оборудован множеством электроприборов как необходимых в его эксплуатации, так и дополнительных, обеспечивающих определенный уровень комфорта. Часто в поездке необходимо иметь носимые электронные устройства: фотоаппарат, мобильный телефон, ноутбук. Их питание и зарядку от бортовой электросети обеспечит импульсный блок питания, который способен с высокой эффективностью выдать требуемое постоянное напряжение или переменный ток.

Самый мощный потребитель электроэнергии в автомобиле – это стартер. Именно он дает на аккумуляторную батарею (АКБ) наибольшую нагрузку. Исправный и в достаточной степени заряженный аккумулятор – необходимое условие нормальной эксплуатации и ощущения надежности машины.

В случае, если батарея не может обеспечить пуск двигателя, спасают прикуриватели – пара проводов с контактными зажимами-«крокодилами» на концах. При резком похолодании до глубоких морозов многие водители прибегают к запуску с помощью проводов прикуривания от другой машины с работающим мотором.

Чтобы работа АКБ была стабильной и надежной, ее нужно обслуживать и вовремя заряжать. При длительных стоянках или коротких поездках с частыми пусками, зарядки от бортового генератора может быть недостаточно. В таких случаях выручает зарядное устройство для аккумулятора, работающее от внешней сети. Периодический контроль уровня заряда и зарядка АКБ от стационарного прибора поможет избежать снижения емкости батареи и сохранить ее работоспособность в сложных условиях.

Если на месте стоянки машины доступна электрическая розетка, то АКБ можно избавить от высоких стартовых нагрузок. Поможет в этом пусковое устройство, которое возьмет на себя нагрузку от стартера. Особенно полезен пуск от внешнего источника зимой, когда он наиболее затруднен.

Очень удобно пускозарядное устройство, объединяющее в себе функции внешнего источника энергии для запуска и заряда батареи. Полезно, когда такие приборы снабжены автоматикой, поддерживающей требуемый зарядный ток и контролирующей уровень заряда батареи.

Карта сайта