Адрес:

г.Москва, ул. Автомоторная д. 5Б,
Строение 6

ПН-ЧТ: с 09:00 до 18:00; ПТ: с 09:00 до 17:00

Заказать звонок

Перезвоним в течении 30 минут
Новинка! Автоматическое зарядное устройство Т-1051! Уже в продаже

Главная >> Журнал 'Потребитель Автодела' № 19 2005Г. 'Пуско


 

Пуско-зарядные устройства и модули старта

 

 

BOSCH BSL 2470
MOBILEN MP309
PIECE OF MIND PM 658
STRIVER PW 700
WAGAN 2045
WAGAN 9796
АВТОЭЛЕКТРИКА Т-1020


ПОСЛЕДНЯЯ НАДЕЖДА

И здесь их все можно разделить на три класса: бытовые, профессиональные и комбинированные.

Начнем с последних, а точнее с причин, по которым их нежелательно использовать. Комбинированные пуско-зарядные устройства представляют собой модифицированные сварочные аппараты, оснащенные делителем напряжения на выходе трансформатора (или диодного моста) для возможности осуществления заряда АКБ или пуска двигателя. Вот тут и кроется основной подвох. Дело в том, что для устойчивого горения дуги при работе в режиме сварки требуется напряжение около 40 В, а в режиме поджига и того больше — все 70. А для переключения из режима сварки в режим ПЗУ необходимо нажать специальный тумблер, подключающий делитель напряжения, который и обеспечивает требуемые 12 (или 24) вольт на выходе. Как гласит народная мудрость, незаряженное ружье хотя бы раз в год, но стреляет. Применительно к данному случаю неоднократно возникали ситуации, когда этот самый злополучный тумблер забывчивый оператор не переключал. И хорошо, если пострадает дедушкин «Запорожец» (хотя тоже уже сомнительно — раритет все-таки). А вот когда выгорает вся проводка и электроника на дорогостоящей иномарке, то это гораздо неприятнее.

Наибольшее распространение получили бытовые пуско-зарядные устройства. Если внимательно изучить весь представленный ассортимент, то можно прийти к выводу, что изготавливают их сейчас все, кому не лень. И действительно, простейшую схему ПЗУ может собрать даже первоклассник-второгодник. Состоит она из достаточно мощного трансформатора, диодного моста, регулятора выходного напряжения (как правило, резистивного типа) и недорогого амперметра. Недостатков у подобных схем несколько. Во-первых, напрочь отсутствует защита от влияния человеческого фактора (переполюсовки батареи, замыкания клемм накоротко и т.д.), а также режим заряда батареи нельзя назвать оптимальным. Так какое устройство можно считать хорошим?

Хорошее ПЗУ должно иметь защиту от короткого замыкания, переполюсовки батареи, возможность реверсивного заряда, автоматическую регулировку тока заряда. Также приветствуется наличие системы стабилизации напряжения питания. Особенно это становится актуальным за пределами МКАД, когда напряжение в энергосистеме редко составляет необходимые 220 В и меняется в весьма широких пределах от «а где оно?» до «ну ничего себе скакнуло!».

Немаловажным в конструкции является и такой узел, как «крокодилы» (они же «клещи»). Для ПЗУ просто жизненно необходимо наличие токоведущей медной шины, к которой провод подсоединяется либо резьбовым соединением, либо пайкой. Заделка с помощью загнутых «усов» гарантирует недолговечность данного узла. И, само собой разумеется, провод должен иметь значительное поперечное сечение.

Каждый орган управления должен иметь соответствующие подписи, или пиктограммы. А вот каким будет амперметр — цифровым или аналоговым, принципиального значения не имеет. В данном вопросе, как говорится, «хозяин — барин».

Профессиональные устройства по своему принципу действия ничем не отличаются от своих «гаражных» собратьев. Их особенностями является более высокая мощность и (часто, но не обязательно) возможность одновременного заряда сразу нескольких батарей.

Чтобы не быть голословными, мы решили провести ряд тестов и проверить каждое из вышеописанных устройств.

Начнем с простейшего, а именно — с проводов для прикуривания. Суть теста заключалась в том, что одним концом провода подсоединялись к обладающей значительной емкостью АКБ, подзаряжаемой по мере необходимости с помощью профессионального ПЗУ.

Второй конец подсоединялся к резистивной нагрузке, имитирующей стартер во время пуска. Замерялись падения напряжения на клеммах АКБ и на нагрузке, а также ток, протекающий по тестируемым проводам. Испытание проводилось до начала появления признаков разрушения проводов.

СИСТЕМЫ БЫСТРОГО ЗАПУСКА

Итак, как показал опыт, произвести пуск двигателя со значительно разряженной аккумуляторной батареей без предварительной подзарядки маловероятно. Но если вы все-таки боитесь, что использование проводов для прикуривания может повредить систему управления? Неужели придется рисковать дорогостоящей электроникой? Ничуть! Для таких случаев предназначены следующие участники нашей тестовой программы.

 

BOSCH BSL 2470

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Пуско-зарядное устройство

ТИП: профессиональное пуско-зарядное устройство.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: Robert Bosch, Германия.

ЗАЯВЛЕННЫЕ СВОЙСТВА: прибор предназначен для использования на СТО, крупными автотранспортными предприятиями, автосалонами и т.д. Основными функциями являются: зарядка аккумуляторных батарей напряжением 12 и 24 В, осуществление быстрого старта двигателя при разряженной аккумуляторной батарее.

Максимальный ток для 12-вольтовых аккумуляторов составляет 140 А, и 250 А в режиме старта. Для 24-вольтовых батарей эти параметры составляют 86 А и 220 А соответственно.

Напряжение питания — 220 В, система стабилизации тока в зависимости от изменения напряжения питания отсутствует.


ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Прибор встречает пользователя традиционной немецкой лаконичностью. Ничего лишнего. На передней панели разместились немногочисленные органы управления и индикации режимов работы. Индикаторов всего три. Первый — индикатор зарядного тока. Им служит аналоговый амперметр. Остальная индикация осуществляется с помощью светодиодов. Красный светодиод несет на себе две функции. Во-первых, он информирует о том, что прибор включен в сеть. В этом случае он горит постоянно. Если же он начинает мигать, следовательно, на зажимах прибора возникло перенапряжение. Когда батарея будет полностью заряжена, загорится зеленый светодиод. В процессе зарядки также горит и желтый светодиод.

Начало работы возможно только в том случае, когда напряжение на клеммах аккумулятора не ниже 8 В (для 12-вольтовых батарей), и 16 вольт — для 24-вольтовых батарей. Если же батарея разряжена сильнее, то ее все равно можно зарядить. Только тогда необходимо зажать специальную кнопку. Кстати, во избежание ошибок оператора эта кнопка не имеет фиксированного положения. Таким образом, исключается возможность подачи напряжения на выход прибора с замкнутыми накоротко клеммами.

Кстати, о системах защиты, примененных в данной конструкции. Как показал опыт, обмануть хитрую электронику все же возможно, только для этого нужно сильно постараться, а именно — нажать вышеупомянутую кнопку зарядки сильно разряженных батарей при замкнутых накоротко клеммах. Но кому это нужно?

Сами по себе клеммы имеют мощные латунные шины и такую изоляцию, что хватило бы еще на несколько российских аналогов.

Непосредственно эксплуатационные испытания подтвердили заявленные производителем характеристики в полном объеме, впрочем, чего еще можно было ожидать от компании BOSCH?

И еще один нюанс. В данной конструкции предусмотрена система полуавтоматического изменения параметров для зарядки холодных и горячих батарей. Холодной считается батарея с температурой до 15 0С, а горячей — с более высокой температурой. Для выбора того или иного режима предусмотрена специальная клавиша.

ЦЕНА: новинка.

 

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: наличие множества видов защиты, удобство в работе, простота обращения, мобильность, возможность подключения сильноразряженных батарей.

НЕДОСТАТКИ: отсутствие системы стабилизации напряжения питания.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: репутация не берется с потолка. Она рождается и множится именно подобными изделиями.


MOBILEN MP309

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Модуль старта

ЗАЯВЛЕННЫЕ СВОЙСТВА: данная конструкция представляет собой автономный источник питания напряжением 12 В постоянного тока. Встроенная необслуживаемая кислотно-свинцовая батарея имеет емкость 9 А.ч. Максимальный ток запуска двигателя составляет 350 А. Предназначена для работы при температурах от –20 до +40 °С. Имеет возможность подзарядки как от сети 220 В, так и от бортовой сети автомобиля. Максимальное время полной зарядки от сети 220 В составляет 30 часов, а от бортовой сети автомобиля — 4 часа. Вес — 4,5 кг. В комплект поставки входит непосредственно изделие, сетевой адаптер для зарядки от сети 220 В, автомобильный зарядный шнур.

Имеет защиту от переполюсовки (обратного подключения клемм), короткого замыкания клемм и искрообразования при подключении. При неверном подсоединении клемм срабатывает встроенная система звукового оповещения.

Имеется встроенный фонарь.


ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Способ применения данного изделия прост, как и сама конструкция. Для начала подсоединяем клеммы устройства к соответствующим полюсам аккумулятора, включаем и пытаемся произвести пуск двигателя. Успех зависит от нескольких факторов. Во-первых, само по себе устройство должно быть полностью заряжено. Во-вторых, должны быть исправны системы питания и зажигания автомобиля. Ну и, естественно, не должно быть повреждений в энергосистеме автомобиля. Если все три условия выполняются, то вероятность успешного пуска составляет 100%.

Внешний вид вызывает даже некоторое умиление: симпатичный обтекаемый корпус веселого канареечного цвета. Все гармонично и продуманно. Есть удобная ручка для переноски, провода при транспортировке не болтаются, как лианы, а крепятся к специальным выступам на корпусе. Кстати, о проводах. В подобных устройствах этот элемент не менее важен, чем сама батарея. Здесь придраться не к чему. Производитель использовал многожильный провод значительного сечения, который способен выдерживать большие пусковые токи. Клеммы выполнены из меди и выглядят довольно внушительно.

На передней панели разместились индикаторы состояния батареи и зарядки, разъем для зарядки устройства, тумблеры питания и включения встроенного фонаря. А также и сам фонарь, который, кстати, светит весьма ярко.

При эксплуатации устройства следует помнить несколько важных моментов. Самое главное — не допускать, чтобы внутренняя батарея находилась в разряженном состоянии длительное время. Это может привести к ее значительной сульфатации, и тогда потребуется длительное время для ее оживления. Не менее важно регулярно подзаряжать встроенную батарею, даже если вы не использовали устройство.

ЦЕНА: 4500 руб.

 

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: компактность, наличие нескольких видов защиты от ошибок оператора, приятный дизайн.

НЕДОСТАТКИ: необходимость регулярной подзарядки, даже если устройство не использовалось.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: оригинальное решение традиционной проблемы.


PIECE OF MIND PM 658

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Модуль старта

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: Piece Of Mind Products, США.

ЗАЯВЛЕННЫЕ СВОЙСТВА: автономный источник питания напряжением 12 В постоянного тока. Встроенная необслуживаемая кислотно-свинцовая батарея имеет емкость 17 А.ч. Ток запуска двигателя составляет 400 А. Имеет возможность подзарядки как от сети 220 В, так и от бортовой сети автомобиля. В комплект поставки входят непосредственно изделие, сетевой адаптер для зарядки от сети 220 В, автомобильный зарядный шнур.

Имеет защиту от переполюсовки (обратного подключения клемм), короткого замыкания клемм и искрообразования при подключении. При неверном подсоединении клемм срабатывает встроенная система звукового оповещения.

Имеются встроенные фонарь и компрессор. Может быть использован как автономный источник питания для потребителей, использующих напряжение 12 В, потребляющих ток до 15 А.


ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Использование изделия по назначению не должно ни у кого вызвать каких-либо трудностей. Как говорится, «пришел, увидел, подключил». Для успешного завершения попытки пуска двигателя необходимо соблюдение все тех же условий, что и для других аналогичных изделий — полная заряженность встроенного аккумулятора и исправность всех электроцепей и системы питания вашей машины.

На передней панели размещены основные органы управления устройства: тумблер питания, кнопка включения системы самодиагностики, которая показывает уровень заряда встроенного аккумулятора, кнопка включения встроенного фонаря. Уровень заряда показывается с помощью вольтметра, имеющего двойную шкалу. Нижняя ее часть проградуирована в вольтах, а верхняя — в процентах. Кроме того, там же расположено гнездо для подзарядки устройства.

Провода применены с достаточно большим сечением, так что при протекании значительных токов каких-либо проблем возникнуть не должно, а вот сами клещи имеют один незначительный недостаток. Провод к ним крепится дедовским способом — на обжимных усах, что несколько ухудшает их характеристики в плане токопропускной способности. Для того, чтобы провода не болтались во время транспортировки и хранения, они крепятся к специальным выступам на корпусе.

На задней панели изделия расположена кнопка включения компрессора и манометр.

ЦЕНА: 3000 руб.

 

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: компактность, наличие нескольких видов защиты от ошибок оператора, приятный дизайн.

НЕДОСТАТКИ: необходимость регулярной подзарядки, даже если устройство не использовалось.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: главное вовремя подзарядить устройство, и оно вас не подведет.


STRIVER PW 700

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Пуско-зарядное устройство

ТИП: автоматическое пуско-зарядное устройство для автомобильных аккумуляторных батарей.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: НПП «Орион», Санкт-Петербург.

ЗАЯВЛЕННЫЕ СВОЙСТВА: автоматическое ПЗУ, предназначенное для подзарядки автомобильных АКБ напряжением 12 В, изготовленное на основе схемы двухтактного высоковольтного высокочастотного преобразователя со схемой управления, содержащей цепь обратной связи по выходному напряжению.


ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Первое, на что хочется обратить внимание, — отсутствие защиты от переполюсовки и короткого замыкания клемм. Поэтому при эксплуатации изделия следует быть внимательным, чтобы не вывести его из строя.

Дизайн изделия так же прост, как и его конструкция, но не примитивен. На передней панели размещен переключатель режима пуск/заряд, индикатор включения в сеть, индикатор выбора режима «пуск», индикатор перегрева и режимный вольтметр. Последний представляет собой несколько светодиодов, каждый из которых показывает свой диапазон напряжений. Всего предусмотрено 4 диапазона. Первый — от 0 до 8 В. В этом случае либо батарея сильно разряжена, либо произошло короткое замыкание. Второму режиму соответствует диапазон от 8 до 12 вольт. Это режим пуска. Третий режим — режим основного заряда. Ему соответствуют значения напряжения от 12 до 13,8 В. И, наконец, последний режим — режим окончательного заряда (13,8-14,6 В).

При подключении разряженной АКБ начинается заряд током 10-15 А. При достижении величины напряжения на клеммах аккумулятора 14,6 В процесс заряда автоматически прекращается, во избежание начала «кипения» электролита. Со временем за счет спадания избыточного перенапряжения на клеммах АКБ напряжение на АКБ снижается до 13,6 В. Схема заряда снова включается. Этот цикл будет происходить вплоть до ручного отключения устройства. По большому счету последняя стадия заряда АКБ с помощью данной конструкции является не чем иным, как простейшим вариантом реверсивного заряда, который положительно сказывается на дальнейших рабочих качествах батареи.

Что касается заряда, то здесь производитель обещает пусковой ток 60-80 А. Но мы смогли «выжать» все 90, причем без каких-либо негативных последствий для изделия.

Приятно было обнаружить, что производитель применил редко используемый, но весьма надежный способ заделки провода в «крокодил»-пайку. Во-первых, это соединение весьма долговечно, а во-вторых, обеспечивает снижение потерь в месте контакта.

Также стоит отметить наличие в конструкции вентилятора охлаждения, что снижает риск выхода изделия из строя вследствие перегрева.

ЦЕНА: 1400 руб.

 

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: компактность, приятный дизайн.

НЕДОСТАТКИ: отсутствие защиты от ошибок оператора.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: простая, но достаточно надежная конструкция. Только при эксплуатации необходимо быть достаточно внимательным.


WAGAN 2045

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Пусковое устройство

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: Wagan Corp., Китай.

ЗАЯВЛЕННЫЕ СВОЙСТВА: устройство предназначено для подзарядки разряженных автомобильных аккумуляторных батарей, а также для использования в качестве автономного источника питания для маломощных потребителей (например мобильный телефон, ноутбук и т.д.). Подзарядка возможна только в том случае, если напряжение на аккумуляторной батарее не ниже 10,5 В. Энергопотребление в режиме заряда составляет 19,8 Вт, емкость — 1500 мА.ч, максимально допустимый ток — 20 А, напряжение питания — 13,2 В.


ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

В основе конструкции лежит сверхкомпактная кислотно-свинцовая аккумуляторная батарея. Для приведения устройства в рабочее состояние сначала необходимо произвести его зарядку. Сделать это возможно, подсоединив его к бортовой сети какого-нибудь автомобиля на 35-40 минут. Затем готовое к работе устройство включается в гнездо прикуривателя автомобиля с разряженной АКБ, и по прошествии 10-15 минут можно пытаться произвести пуск двигателя. Если не помогло, то стоит повторить попытку еще раз. Если же и после этого двигатель не хочет пускаться, то это значит, что аккумулятор слишком сильно разряжен.

ЦЕНА: 2250 руб.

 

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: мобильность и компактность, простота эксплуатации.

НЕДОСТАТКИ: ограничение по степени разряда АКБ.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: эта конструкция вполне применима в тех случаях, когда вам не хватает для пуска двигателя совсем чуть-чуть.

WAGAN 9796

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Система быстрого запуска

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: Wagan Corp., Китай.

ЗАЯВЛЕННЫЕ СВОЙСТВА: устройство предназначено для подзарядки разряженных аккумуляторных батарей и пуска двигателя. Максимально допустимый ток составляет 10 А. Длина провода — 5,5 метра.


ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Конструктивно данный аксессуар представляет собой DC-DC конвертер с ограничением по току (в данном случае — не более 10 А). Подключение к бортовым сетям автомобилей осуществляется через гнезда прикуривателя.

Так как обвешивать реальные автомобили амперметрами и вольтметрами нам особенно не хотелось, то мы обратились к опыту тестирования проводов для прикуривания. Тем более что это гениальное творение рук человеческих являет собой не что иное, как эволюцию этих самых проводов. Вооружившись вольтметром, амперметром, резистивной нагрузкой и разряженной аккумуляторной батареей, приступили к испытаниям. Бортовую сеть автомобиля-донора мы сымитировали при помощи полностью заряженного аккумулятора значительной емкости с подключенным к нему профессиональным пуско-зарядным устройством, выполнявшим роль генератора. Для начала замерили параметры холостого хода. Выяснилось, что напряжение без нагрузки на выходе изделия составляет 18 В. Многовато. Ладно, теперь подключаем разряженный аккумулятор. Значение тока заряда нас несколько удивило: 200 мА. Внимательно читаем инструкцию. Вроде бы все делаем правильно. А-а-а, на упаковке замечаем надпись: «be prepared for the unexpected» (приготовьтесь к неожиданному). Вот уж действительно не ожидали. Но все же решили попробовать сымитировать процесс пуска двигателя. Подключаем к аккумулятору нагрузку. И вот здесь амперметр показал обещанные производителем 10 А. Только значение напряжения на подзаряжавшейся АКБ оказалось не самым высоким — 6,5 В. С такими показателями пуск двигателя, особенно зимой с убитым аккумулятором, может и не состояться. Отсюда напрашивается вывод, что так же, как и предыдущее устройство, эта «зарядка» пригодится, только если аккумулятор разряжен не очень сильно.

ЦЕНА: 1590 руб.

 

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: мобильность и компактность, простота эксплуатации.

НЕДОСТАТКИ: ограничение по степени разряда АКБ.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: конструкция очень оригинальна и экзотична — хороший подарок для друга-автомобилиста в преддверии зимнего сезона, а то, что такая конструкция еще и вполне работоспособна, станет приятным дополнением.


АВТОЭЛЕКТРИКА Т-1020

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Пуско-зарядное устройство

ТИП: профессиональный пуско-зарядно диагностический прибор.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: «Автоэлектрика», Москва.

ЗАЯВЛЕННЫЕ СВОЙСТВА: прибор предназначен для использования на СТО, крупными автотранспортными предприятиями, автосалонами и т.д., основными функциями являются: диагностика аккумуляторных батарей и электрооборудования автотранспортных средств с напряжением бортовой сети 6/12/24 В, зарядки одной или нескольких АКБ емкостью от 6 до 800 А.ч, запуска двигателя при недостаточном пусковом токе. Может работать как в ручном, так и в автоматическом режимах. Имеет защиту от преполюсовки, короткого замыкания, перегрева. Также применена система стабилизации напряжения питания.

Для удобства транспортировки предусмотрены колеса.


ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Несмотря на множество функций, Т-1020 оказался довольно прост в применении. Естественно, первым делом захотелось проверить защиту прибора от ошибок оператора. Обмануть электронику не удалось. Особенно стоит отметить наличие системы определения АКБ. Т.е. на холостом ходу выходное напряжение попросту равно нулю. Минимальное напряжение на клеммах АКБ для начала работы должно составлять не менее 4,5 В. При дальнейших попытках намеренно вывести прибор в некорректный режим работы пришлось признать свое бессилие. Если у вас заряжается батарея на 12 В, а в это время переключить режим заряда на 6 или 24 В, то... снова отключается выходная цепь. И так каждый раз, что бы вы не делали.

Все режимы работы отражаются при помощи расположенных на передней панели светодиодов с соответствующими подписями. Текущие параметры выводятся при помощи цифрового табло. Переключение режимов работы производится при помощи трех вращающихся рукояток. В общем, все просто и понятно.

Как дополнительное «очко» в пользу данной конструкции можно рассматривать наличие возможности реверсивного заряда.

И как отличительная черта продукции данного производителя — заделка провода. Провод крепится не к «крокодилу», а к специальной медной шине, что обеспечивает большую безопасность при работе и меньшие потери.

ЦЕНА: 16 000 руб.

 

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: наличие множества видов защиты, удобство в работе, простота обращения, мобильность, система стабилизации напряжения питания.

НЕДОСТАТКИ: не выявлено.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: надежный помощник для профессионалов.

Карта сайта